Как я подбирал программу для проведения тестирований

Как я подбирал программу для проведения тестирований

Поводом для написания статьи послужило то, что мне как ведущему специалисту в нашем институте в области программного обеспечения (ПО), поручили подобрать программу для проведения компьютерных тестирований студентов по изучаемым дисциплинам. Решив подойти к этому делу обстоятельно и творчески, я опросил несколько преподавателей с различных кафедр, и выяснил их требования к компьютерным тестам.

В основном все требования сводились к присутствию в тестах различных типов вопросов:

  1. С одним правильным вариантом ответа.
  2. С несколькими правильными вариантами.
  3. Произвольный ответ (ввод с клавиатуры).

Были еще требования с ограничением времени на тестирование, но на этом вся фантазия опрошенных мною преподавателей заканчивалась. Подключив к этому еще свое видение проблемы, появились еще следующие требования:

  1. Возможность включения как в вопрос так и в варианты ответов не только текст, но и графические, аудио и видео файлы.
  2. Возможность включения других OLE-объектов.
  3. Вставка символов из различных шрифтов.

Т.е. возможности программы при составлении вопроса должны быть такие, чтобы преподаватель мог задать любой вопрос, используя любые методические материалы, имеющиеся в наличии, а студент должен ответить на вопрос, используя предложенные ему варианты и средства мультимедиа.

С такими исходными данными я и приступил к поиску и анализу ПО. Параллельно мною как администратором сети были сформированы требования к обслуживанию данной программы:

  • возможность работы как в сети, так и локально;
  • шифрование как самих тестов, так и файлов ответов;
  • другие мелкие ограничения.

За последний год в сети Интернет появилось достаточно много программ, которые называются программами тестирования. Все они в той или иной степени позволяют провести тестирование и увидеть результаты.

От части программ я отказался сразу. Одни позволяли использовать только один тип вопроса, другие хранили сами тесты в текстовых файлах в свободном доступе. Зная, насколько "ушлые" сейчас студенты, я бы только посочувствовал тем, кто выбрал бы такую программу.

Одно из неудобств всех программ по созданию тестов – набивка самих тестов вручную. Слишком часто приходится брать в руки мышь и переключать ее с одной области в другую, чтобы набрать текст вопроса или вариант ответа. Поэтому в ходе более детального изучения скаченных с Интернета программ был сформирован еще один критерий отбора.

Тест должен набираться в достаточно удобной программе (оболочке), а потом импортироваться в формат тестирующей программы.

В недрах Российского Интернета я натолкнулся на пакет программ TestOfficePro от фирмы SunRav Software, который анонсировался очень скромно: "Комплексное решение для проведения тестирований".

Весь пакет состоял из трех программ:

  1. Программы создания тестов tMaker
  2. Программы проведения тестирований tTester
  3. Программы администрирования (просмотра результатов) tAdmin

Больше всего меня, конечно же, интересовала программа создания тестов. Сразу замечу tMaker отвечал большинству требований, которые я уже указывал выше, а именно:

  1. Три типа вопросов;
  2. Возможность как вручную набивать тест, так и импорт вопросов и вариантов ответов из txt, rtf, xls – форматов;
  3. Включать в вопросы и ответы все, что только вздумается: текст, графику, аудио, видео, таблицы, различные шрифты, редактор формул, OLE-объекты, вплоть до гиперссылок.

Этим можно было удовлетворить любого, даже самого требовательного преподавателя. Кроме того, можно было разделять вопросы по темам и тестировать по нескольким темам в одном тесте с выводом результатов по каждой теме.

По защищенности от посягательств на сам файл теста со стороны студентов могу сказать следующее:
файлы тестов и результатов тестирования хранятся в отдельных зашифрованных файлах в собственном формате, что исключает их просмотр и правку. На файл теста можно поставить пароль как на редактирование теста через программу tMaker, так и на запуск его в программе tTester.

Администрирование в сети сводилось просто к указанию пути к папке с тестами и папке с группами тестируемых.

Заметив мелкие недочеты при изучении данной программы, я написал письмо разработчикам, и на следующий же день получил ответ с благодарностью за указанные недочеты и со ссылкой на исправленную версию файла. Из этого я сделал вывод, что программа не только написана и "живет", но и поддерживается, и активно развивается.

За последний год вышло несколько обновленных версий программы, причем в каждой новой версии, кроме устранения ошибок (а у кого их нет) появлялись новые возможности программы.

На сегодняшний день количество настроек любого теста просто поражает:

  • более 20 настроек можно произвести по самому тесту;
  • возможность выборки при тестировании не всех вопросов;
  • возможность перемешивать как вопросы так и ответы при контрольном тестировании;
  • вывод результатов в конце теста по каждой теме;
  • и т.д. и т.д. и т.д.

Перечислять все нет смысла, все это можно прочитать в файле помощи данной программы, причем на том языке, который вам ближе и роднее.

В заключении хочу сказать, что я именно эту программу рекомендовал руководству для приобретения, и за два года эксплуатации ее ни разу не разочаровался.

В нашем институте эту программу используют даже преподаватели, которые не очень хорошо владеют ПК. Весь процесс создания теста у них занимает не больше часа. "Набивка" вопросов и вариантов ответов в Microsoft Word, экспорт в формат tMaker, установка выводов по тестированию и – тест готов.

Так что рекомендую, не пожалеете.

Зав. Лабораторией информатики
Северодвинского Филиала ПГУ им. М.В. Ломоносова
Паюсов Сергей Борисович