Э-книги сменяют бумажные

Э-книги сменяют бумажные

Намик Исмаилов В Азербайджане на сегодня практически отсутствуют электронные учебники (ЭУ), в частности, на азербайджанском языке. И это при наличии множества авторов с интересными и оригинальными методическими разработками, используемыми в учебных процессах различных уровней в классическом печатном варианте на бумажных носителях. В течение семи дней 12 человек в Баку постигали науку верстки электронных учебников.

Идея проведения такого вида тренингов еще в апреле 2003 года обсуждалась на научно-практическом семинаре "Информационно-Коммуникационные Технологии в системе образования: сегодня и завтра", организованном Комитетом по Национальной стратегии ИКТ и Министерством образования Азербайджанской Республики в рамках пакета предложений НТП "Интеллект" по реализации проектов внедрения ИТО в Азербайджане, и получила широкую поддержку и одобрение участников семинара. Тренинг прошел при финансовой поддержке Института Открытое Общество Азербайджан – Фонд Содействия.

Миссию первопроходца в этой виртуальной сфере взяло на себя научно-техническое предприятие "Интеллект" – коммерческая организация с некоммерческими задачами и целями, сотрудничающая более чем с 50 компаниями- производителями программного обеспечения. Мы решили подробней разузнать о проведенном тренинге и обратились с интересующими нас вопросами к директору НТП "Интеллект", академику Международной Академии Наук "Проблемы интеллектуального развития" Намику Исмаилову:
Намик Гейдарович, несколько слов о вашей компании и о том, что предшествовало проведению тренинга "Создание электронных учебников".
— Наша компания занимается дистрибуцией и разработкой программного обеспечения. Наш товар — это, как правило, мультимедийные обучающие программы. Мы решили выяснить, почему у нас в стране нет мультимедийных учебников. На сегодня у нас практически нет разработчиков мультимедийных программ, и поэтому любые попытки реализации подобных проектов должны приветствоваться со всех сторон.
До тренинга я принял участие в конференции в Москве, организованной Международным центром Обучающих Систем ЮНЕСКО. В своем докладе я предложил варианты внедрения и развития информационных технологий в системе образования Азербайджана. Это предложение было встречено с большим интересом, идея всем очень понравилась, и уже сейчас мы ведем переговоры по реализации предложенных проектов. Конечно, в двух словах нельзя ответить на связанные с этим вопросы, но самое главное то, что создание электронных учебников осуществляется большими командами. На одном диске укладывается огромное количество материалов, поэтому создать книгу и создать диск – это разные вещи. Дисковая информационная емкость значительно превышает емкость одной книги. Грубо говоря, разработка одного мультимедийного диска, если это конкурентноспособный продукт, обходится в среднем от 15 до 60 тысяч долларов США.
Создателей электронных учебников условно можно разделить на две группы: творческая и техническая. В творческую входят авторы книг, а в техническую – программисты, дизайнеры. Как правило, эти группы разительно отличаются друг от друга. Авторы книг – это люди зрелого возраста, а чаще преклонного, имеющие опыт написания книг. А технические разработчики – молодежь, в совершенстве владеющая навыками компьютера. Исходя их этих показателей ясно, что люди этих двух групп не имеют точек соприкосновения в работе и достаточно редко сталкиваются по жизни. У многих взрослых людей есть еще и страх перед новыми технологиями и им нужно перешагнуть этот психологический барьер. Научить программистов писать учебники – утопия. Значит, оставалось приобщить к этому делу самих авторов, научить их создавать мультимедийные книги, обучить специальному программному обеспечению.
Кульминационным моментом на тренингах стало то, что имея на руках обычный текст в формате Word, мы в течение двух минут сверстали книгу нажатием нескольких кнопок.
Это возможно?
— Да, такого рода программное обеспечение есть, мы долго подбирали его. Принимая во внимание множество факторов, остановились на программном комплексе "SunRav BookOffice" фирмы SunRav Software (г. Новосибирск), удобном для локализации на азербайджанский язык и использования азербайджанских шрифтов, создав тем самым условия для азербайджаноязычных авторов.
Получается, что вы готовите базу для создания мультимедийных учебников на азербайджанском языке?
— Да, многие учебники были выполнены на азербайджанском языке. Было очень много нюансов в течение этой недели. Нашей задачей было научить за короткий срок людей, обладающих элементарными навыками работы на компьютере, делать мультимедийные книги. Возрастной показатель участников тренинга колебался от 20 до 65 лет, желающих было очень много. Всего отобрали 12 человек. В итоге каждый из участвовавших справился с заданием и к концу недели разработал свой учебник. Но на этом все не закончилось. Все, кто прошел обучение, и сейчас приходят в наш офис, продолжая сотрудничество, предлагая какие-то новые идеи. Хочется также сказать, что на данный момент мы готовим мультимедийный учебник по тому, как создавать эти самые мультимедийные учебники. Не исключено, что за первым тренингом последует следующий. На втором этапе мы усложним задачи и предложим научиться работать с более сложными программами. И конечно, постараемся провести подобные занятия в районах. Электронные учебники – это прекраснейшее подспорье в учебном процессе, удобное пособие и для преподавателя, и для ученика, но не панацея от всех бед, и это не означает что, создав мультимедийные учебники, мы откажемся от бумажных. Тут возникает естественный вопрос: "А в чем-же тогда "секрет" успеха применения электронных учебников в образовании?". Постараемся кратко на него ответить. Помимо чисто технических удобств создания, распространения и использования таких учебников, главный фактор успеха обусловлен тем, что мультимедийная среда – это одновременное использование нескольких средств подачи материала: привычного текстового, звукового в виде голоса или музыки, компьютерного видео, рисунков и т.п. А согласно оценкам исследователей, в памяти человека остается 1/4 услышанного, 1/3 увиденного, половина – увиденного и услышанного одновременно и 3/4 материала, если ко всему прочему, обучающийся еще и вовлечен в активные действия, например, при работе с интерактивными обучающими программами, в частности, мультимедийными. Все вышеперечисленные элементы и используются при разработке лучших обучающих программ.
А как, по вашему мнению, обстоит дело в Азербайджане со спросом на электронные учебники?
— Спрос большой, и раскупаться эти учебники будут, тем более, если начнется их выпуск на азербайджанском языке. Сейчас активно протекает процесс оснащения школ и других учебных заведений компьютерной техникой. Конечно, не у всех есть возможность иметь дома компьютер. Но один из наших проектов, возможно, частично решит эту проблему. В наших планах создать городские и районные медиатеки. Для ясности скажу, что это будет мультимедийная библиотека, состоящая не из бумажных книг, а из электронных.
Это абсолютно новый бизнес для Азербайджана. Готовы ли наши компании к таким высокотехнологическим проектам?
— В России сейчас подобные учебники очень популярны среди молодежи, и с каждым годом встает вопрос о нехватке электронной книжной продукции. Есть программы, которые издаются миллионными тиражами и на их разработку затрачиваются огромные средства. Почему компании идут на такой рискованный шаг? Такие проекты окупаются, это огромный бизнес. У верстки на азербайджанском языке есть свои проблемы. Объясняется это тем, что реальных потребителей азербайджаноязычной продукции не так уж много, если сравнить, к примеру, с русскоязычной. Поэтому самым оптимальным решением, на мой взгляд, станет производство сразу двуязычных книг. А в будущем выпускать еще и на английском языке.
Какая сумма была затрачена на проведение тренинга?
— Фонд Сороса выделил сумму в размере $2700. На эти редства все участники были обеспечены необходимыми материалами и лицензионными программами. С нашей стороны было предоставлено оборудование и коллектив тренеров.
Осуществлять образовательные проекты на коммерческой основе очень трудно, но мы на этом не остановимся, а будем искать партнеров, способных помочь в финансовом плане реализовывать подобные тренинги.

Автор: Сабина Ниязова