В структуре ЭУ должны быть реализованы тесты, реализующие функции контроля для перехода от одного блока к другому и для проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения обучающимися учебного материала.
Для реализации данных функций в оболочке SunRav TestOfficePro предусмотрена программа tMaker, позволяющая создавать тесты различного типа и направленности, и программа tTestReader, позволяющая осуществлять процесс тестирования обучающихся (приложение В).
Программа tMaker позволяет создавать тесты из вопросов пяти типов:
Рассмотрим подробнее, как создать тест.
Ввод вопросов и вариантов ответов непосредственно в программе tMaker, используя встроенный текстовый редактор.
Преимущества этого способа в том, что вводить вопросы в этом случае гораздо удобнее, чем в текстовом редакторе. Кроме того, при использовании в вопросах дополнительного форматирования текста и (или) различных объектов, данный способ становится единственно возможным.
Ввод вопросов и вариантов ответов в текстовом редакторе и последующий их импорт в программу tMaker.
Преимущество способа в том, что у многих преподавателей имеются ранее подготовленные базы тестовых вопросов и заданий в текстовых редакторах и электронных таблицах и их можно использовать для ускорения разработки теста.
Далее перечислены шаги, которые нужно предпринять для создания теста соответствующим способом.
Для реализации любого из способов необходимо после подготовки вопросов и вариантов ответов на них определиться с формой их представления обучающимся (одна из пяти перечисленных ранее).
Рассмотрим назначение и форму представления обучающемуся каждого из пяти типов вопросов.
Тестируемому предлагается выбрать один вариант ответа из нескольких предложенных (рисунок 2.19). Для этого нужно выбрать один из пронумерованных кружков. Это можно сделать двумя способами:
- щелкнуть по кружку мышкой;
- нажать на клавиатуре номер кружка, удерживая кнопку Alt.
После выбора желаемого варианта ответа для перехода к следующему вопросу достаточно нажать клавишу Enter или щелкнуть по кнопке Следующий.
На данном рисунке выбран второй вариант ответа.
Рисунок 2.19 – Пример вопроса «Одиночный выбор»
Тестируемому предлагается выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных (рисунок 2.20). Это можно сделать двумя способами:
- щелкнуть по нужному квадратику мышкой;
- нажать на клавиатуре номер квадратика, удерживая кнопку Alt.
После выбора желаемых вариантов ответа для перехода к следующему вопросу достаточно нажать клавишу Enter или щелкнуть по кнопке Следующий.
Рисунок 2.20 – Пример вопроса «Множественный выбор»
Тестируемому предлагается ввести ответ с клавиатуры в специальное поле ввода (рисунок 2.21).
Рисунок 2.21 – Пример вопроса «Открытый»
После ответа для перехода к следующему вопросу достаточно нажать клавишу Enter или щелкнуть по кнопке Следующий. На рисунке показан ответ пользователя, который ввел число 60.
Тестируемому предлагается установить соответствие между двумя столбцами – левым и правым (рисунок 2.22). Для этого нужно перетаскиванием вариантов ответа добится правильного соответствия между левым и правым списком.
Рисунок 2.22 – Пример вопроса «Соответствие»
После того как установлено соответствие, для перехода к следующему вопросу достаточно нажать клавишу Enter или щелкнуть по кнопке Следующий.
Ниже приведен пример соответствия:
мама |
Подлежащее |
мыла |
Сказуемое |
раму |
Дополнение |
Правила составления вопросов данного типа. Сначала надо ввести левые части пар, затем правые и указать правильную позицию во втором столбце [↕] для каждого элемента. Например, для вышеприведенного соответствия варианты ответов нужно расположить как показано на рисунке 2.23.
Рисунок 2.23 – Пример создания вопроса «Соответствие»
Тестируемому предлагается упорядочить список (рисунок 2.24). Для этого нужно перетащить с помощью мыши (или пальца на мобильных устройствах) элементы (варианта ответа) таким образом, чтобы получился правильно упорядоченный список.
Рисунок 2.24 – Пример вопроса «Упорядоченный список»
После того как список упорядочен, для перехода к следующему вопросу достаточно нажать клавишу Enter или щелкнуть по кнопке .
Создание и детальная настройка вопросов теста проводится в программе tMaker, внешний вид и органы управления которой представлены на рисунке 2.25.
Рисунок 2.25 – Главное окно tMaker
Чтобы добавить вопрос, нажмите клавиши Ctrl+Ins или выберите пункт меню Вопрос/Добавить. Появится еще одна строка в списке вопросов.
Чтобы удалить вопрос, нажмите клавиши Ctrl+Del или выберите пункт меню Вопрос/Удалить. Строка с этим вопросом исчезнет из Списка вопросов.
Для перемещения между вопросами используйте клавиши на клавиатуре со стрелами Вверх и Вниз.
Каждый вопрос может быть одним из пяти типов.
Вопросы и ответы редактируются в редакторе, который находится в нижней части программы.
После того как Вы ввели текст вопроса и вариантов ответа, можно установить Свойства вопроса:
Вы можете прокомментировать ответ пользователя. Для этого введите необходимый текст на вкладке Пояснения к вопросу. Для доступа к этому полю нужно пометить флажок Показать пояснения в свойствах теста (вызываемом нажатием клавиши F10 или пунктом меню Тест/Свойства теста).
В текст вопроса и/или варианта ответа можно вставлять различные файлы: аудио, видео, изображения, таблицы, текстовые файлы, формулы (только в Windows).
Для вставки одного из перечисленных выше элементов воспользуйтесь пунктом меню Вставка (рисунок 2.26) или кнопками на панели Вставка
Рисунок 2.26 – Органы управления для работы со встраиваемым контентом
Последовательность действий при разработке теста будет состоять из следующих основных шагов:
Эти три шага будут повторяться с добавлением каждого нового вопроса. Завершится работа сохранением созданных вопросов в файл теста с указанием его места расположения. Возможна детализация и настройка общих свойств теста (вызов окна нажатием F10).
Для примера покажем порядок действий созданием типовых вопросов.
После запуска программы tMaker появляется начальный экран на котором можно:
Для создания нового теста нажмите кнопку
Будет создан новый тест и первый вопрос. В поле редактора необходимо ввести сам вопрос (рисунок 2.27).
Рисунок 2.27 – Создание вопроса
При выходе из редактора, текст вопроса отобразится в Списке вопросов
Далее создаются альтернативные варианты ответа на поставленный вопрос, для чего нужно нажать на кнопку для одиночного варианта ответа или кнопку
для множественного варианта ответа необходимое количество раз, проконтролировать появление полей для ввода альтернативных ответов. Позже можно будет изминить тип с одиночного на множественный (и наоборот).
Рисунок 2.29 – Вставка одиночного варианта ответа
Далее необходимо выбрать в поле Варианты ответа строку альтернативного ответа, установить курсор, и в поле Редактора набрать текст ответа (рисунок 2.30). Текст может дополняться формулами, рисунками и пр. После ввода всех ответов в 3-м столбце необходимо установить маркер напротив правильного варианта ответа.
Рисунок 2.30 – Создание альтернативного ответа
В случае необходимости можно изменить свойства вопроса: Время на ответ, Пояснения, Вес и пр. На этом работа над вопросом заканчивается и можно по описанной методике переходить к созданию нового вопроса.
Для добавления нового вопроса необходимо воспользоваться пунктом меню Вопрос/Добавить или Вопрос/Дублировать либо воспользоваться кнопками (рисунок 2.25) на панели Список вопросов.
Следует отметить, что в одном тесте могут быть вопросы разного типа (одиночный выбор, множественный, открытый и т. д.). Порядок их создания аналогичен ранее описанной методике.